Спрос предприятия
Предприятие предъявляет спрос на различные факторы производства – необходимые для производства экономических благ элементы. Спрос предприятия на ресурсы зависит от спроса потребителей на продукцию предприятия: чем выше спрос на продукцию, тем выше спрос на ресурсы. С этой точки зрения спрос предприятия носит производный характер.
Основные положения о закономерностях формирования спроса предприятия сформулированы в теории фирмы. Напомним ее основные постулаты.
Экономическая деятельность предприятия может быть описана производственной функцией:
Q = f(F1, F2,… Fn )
где Q – объем производства, F1,,… Fn – количества использованных факторов производства.
Производственная деятельность предприятия может сопровождаться увеличением использования одного фактора или одновременно нескольких факторов производства. С ростом использования одного фактора (при неизменности остальных) наступает момент, когда дополнительное применение фактора ведет к снижению сначала относительного, а затем и абсолютного объемов выпуска продукции. Увеличение использования одного фактора приводит к последовательному снижению его отдачи – в этом заключается закон убывающей предельной производительности (закон убывающий отдачи). При одновременном применении различных факторов может иметь место убывающая, постоянная и возрастающая отдача. При постоянной отдаче увеличение объема продукции осуществляется теми же темпами, что и увеличение затрат, при возрастающей – объем выпуска увеличивается более быстрыми темпами, чем прирост затрат всех использованных для производства ресурсов.
Предельная производительность ресурса (прирост продукта, полученный в результате использования дополнительной единицы переменного фактора) является мерой его вклада в продукт. Расширение использования ресурса продолжается до тех пор, пока его предельная производительность является положительной величиной. Если от натуральных показателей (объема производства) перейти к денежным (ценам и доходу или выручке от продажи продукта), то получим, что ресурс будет использоваться в производстве до тех пор, пока предельная доходность ресурса (прирост дохода, полученный от вовлечения в производство дополнительной единицы) будет больше (или равен) его предельным издержкам.
Предприятие, разрабатывая рыночную стратегию и производственную программу, может перебирать разные варианты комбинации ресурсов и объема выпуска продукции. Общее правило заключается в том, что предприятие всегда стремится к достижению наилучшего результата: если объем использования ресурсов известен, то максимизируется результат (объем производства, выручка от продажи); если известен результат, которого необходимо достичь, – минимизируется объем ресурсов.
Предприятие рассматривает различные варианты комбинаций применяемых ресурсов до того момента, пока отдача всех факторов не сравняется (последняя денежная единица – рубль, доллар и т.п., затраченная на каждый ресурс, дает одинаковую отдачу). Для конкурентных рынков это правило может быть сформулировано и таким образом; каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равен цене.
Похожие работы:
- Спрос предприятия
Предприятие предъявляет спрос на различные факторы производства – необходимые для производства экономических благ элементы. Спрос предприятия на ресурсы зависит от спроса потребителей на продукцию пре...
- Что такое спрос?
Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.
В условиях рынка действует так называемый закон спрос...
- Спрос на капитал
На рынке капитала формируется один из видов факторного дохода - процент, который был объектом анализа у Е. Бем-Баверка, А. Маршалла, И. Фишера, Ф. Найта, В. Парето, Д. Хикса, П. Самуэльсона. По К. Мар...
- Совокупный спрос и предложение
Как отмечалось выше, национальная экономика при макроэкономическом подходе может быть представлена в виде единого агрегированного рынка экономических благ, состоящего из одного совокупного потребителя...
- Спрос на потребительские товары
Спрос на быстрорасходуемые потребительские товары
Спрос на потребительские товары, не связанные с применением товаров длительного пользования, можно определить исходя из следующих данных:
числа пот...